Блог Shark Intermodal Systems

Инвестиции вместо изъятия средств

Российские власти нашли дополнительный источник ресурсов для развития инфраструктуры. По инициативе помощника президента РФ Андрея Белоусова крупнейшие отечественные экспортеры, не относящиеся к ТЭК, а именно 14 холдингов из угольной, металлургической и химической отраслей, будут инвестировать часть прибыли в новые проекты строительства дорог, мостов и портов. В связи с ослаблением рубля и высокими мировыми ценами на продукцию этих компаний их доходы значительно выросли, причем налоговая нагрузка по сравнению с экспортерами нефти и газа, напротив, сократилась. 

В настоящее время идет формирование перечня инвестиционных проектов для компаний из так называемого «Списка Белоусова». Решено, что проекты будут реализовываться в особом режиме - компании вложат деньги, а государство предоставит льготы и гарантии.

Уравнять прибыль

В июле текущего года помощник президента РФ Андрей Белоусов обратился к президенту Путину с письмом, в котором предложил разработать новый налоговый механизм, обеспечивающий получение дополнительных доходов в бюджет из прибыли российских компаний-экспортеров, не связанных с нефтегазовым сектором. По его подсчетам, ослабление рубля на 10 рублей за доллар обеспечило ненефтегазовым экспортным компаниям 700 млрд рублей дополнительных доходов в 2017 году. Речь идет об угольных, металлургических и химических (экспортеры удобрений) предприятиях. Всего в «Список Белоусова» вошло 14 таких холдингов: «Норникель», АЛРОСА, СИБУР, «Полюс Золото», Evraz, «Акрон», НЛМК, «Северсталь», ММК, «Металлоинвест», СУЭК, «Мечел», «Фосагро» и «Уралкалий».

Данный шаг, по мнению инициатора изъятия сверхдоходов у компаний ненефтегазового сектора, позволил бы обеспечить исполнение майских указов президента РФ. Тем более, положительный опыт в этом вопросе у российского правительства уже имеется: в 2016-2017 годах компании ТЭК за счет увеличения таможенных пошлин пополнили казну государства на 600 млрд рублей больше, чем было предусмотрено бюджетом.

Сейчас, как отметил А.Белоусов, ввиду выгодной рыночной конъюнктуры отечественные металлурги и химики суммарно получили более 1,5 трлн рублей EBITDA (прибыль до налогообложения). Вместе с тем, налоговая нагрузка на них составила всего 7%, тогда как для нефтяного комплекса она находится на уровне 28%. По мнению чиновника, увеличение отчислений в бюджет 14 компаниями до уровня нефтегазовой отрасли обеспечит казне дополнительные 513,7 млрд рублей.

По приведенным в письме расчетам, наибольшие суммы предлагалось выплатить «Норильскому никелю» – 114 млрд рублей, АЛРОСЕ – 67,3 млрд, СИБУРу – 65,2 млрд, «Полюс Золоту» – 58,2 млрд, отчисления Evraz и «Акрона» должны были составить соответственно 5,5 млрд и 8,3 млрд рублей.

28 июля президент Путин одобрил инициативу своего помощника, поставив на письмо резолюцию «Согласен».

Инвестиции вместо налогов

Властная инициатива стала неожиданностью для бизнеса, и 24 августа представители компаний из «Списка Белоусова» встретились в РСПП с самим А.Белоусовым и первым заместителем председателя правительства РФ – министром финансов Антоном Силуановым. По итогам обсуждений было принято решение не повышать налоги компаниям, вместо этого они должны будут увеличить объем инвестиций в инфраструктурные проекты. Бизнесмены согласились подготовить перечень проектов, в которые они готовы вложить деньги.

После встречи А.Белоусов заявил, что надеется на привлечение в инвестпроекты от 14 компаний от 200 до 500 млрд рублей. «Ни о каких обязательных действиях по заталкиванию бизнеса в реализацию таких проектов речи не идет, – уточнил он. – Но, безусловно, и обществу, и правительству будет интересно посмотреть, насколько бизнес готов подставить плечо под реализацию такой общественной повестки».

В сентябре на финансовом форуме в Москве А.Силуанов так прокомментировал ситуацию: «Как ни хотелось бы нам дополнительных ресурсов в бюджет, мы что видим сейчас: есть девальвационный эффект у компаний, есть хороший финансовый результат, прибыли растут достаточно устойчивыми темпами, <...> налог на прибыль у нас вырос за период с начала года на 12%. А куда деньги вкладывают компании? Дивиденды выплачивают, боятся инвестировать. Раньше выводили за границу все – cейчас за границу уже страшно… Поэтому наша задача заключается в том, чтобы помочь компаниям».

В сентябре же на заседании рабочей группы РСПП компании представили свои инвестиционные проекты на общую сумму 6 трлн рублей. Как и ожидалось, были предложены проекты, связанные с развитием собственной инфраструктуры, в том числе с имеющейся портовой. Но самое интересное – сумма инвестиций по проектам многократно превысила сумму первоначально предлагаемого изъятия. Связано это с тем, что в результате переговоров представителей власти и компаний бизнес добился гарантий государства и обещаний возврата налоговых отчислений при строительстве инфраструктурных объектов (см. врез «Инициативу изъятий сменила инициатива поддержки бизнеса»).

В то же время правительство предложило свой список проектов на 7 трлн рублей. В него вошли свыше 340 проектов от различных федеральных ведомств, в которых предполагается в том числе и бюджетное финансирование. По мнению экспертов, предложенный перечень носит скорее справочный характер, отражающий общее выражение интереса государства к инвестициям в различных секторах экономики.

При отборе конкретных проектов ожидается, что основным критерием станут приоритеты правительства, находящиеся на стыке задач поддержки экономического развития страны и интересов компаний. В частности, угольщикам предлагается поделиться доходами от роста экспорта через местные порты с дальневосточными регионами.

«От расширения к 2025 году пропускной способности Восточного полигона ОАО «РЖД» (БАМ и Транссиб) на 195 млн тонн угля в год и соответствующего увеличения портовых мощностей выигрывают всего пять-шесть компаний – СУЭК, «Мечел» и компании Кузбасса, –   заявил А.Белоусов в сентябре на заседании Госсовета по Дальнему Востоку. – Было бы разумно заключить соглашения, чтобы компании часть доходов от дополнительного экспорта угля вкладывали в регионы, через которые будут вывозить свою продукцию. Если этого не сделать, тихоокеанское побережье России получит экологические и иные проблемы от экспорта угля, а доходы уйдут за рубеж».

Президент Путин согласился с такой позицией.

Транспортная составляющая

В рабочую группу по отбору и оценке инвестиционных проектов в рамках инициативы А.Белоусова вошел министр транспорта РФ Евгений Дитрих. По его словам, ведомство подготовило свои предложения по проектам, которые касаются увеличения контейнерных перевозок, развития мощностей по перевалке грузов в портах, скоростного железнодорожного движения и строительства автомобильных дорог. Причем транспортные проекты являются самыми затратными – на их реализацию требуется 5,8 трлн рублей из общей суммы в 7 млрд рублей.

Среди проектов, предложенных Минтрансом, – проект развития порта Тамань, Мурманского транспортного узла вместе с портом Лавна, развитие порта Усть-Луга, порта Диксон в Арктике и другие инфраструктурные объекты.

Со стороны бизнеса было инициировано увеличение мощностей тихоокеанских портов, в частности порта Ванино, через который экспортируют уголь СУЭК и «Мечел», порта Посьет «Мечела» и Находка, в котором работает Evraz. В Усть-Луге о развитии терминала заявила компания «Фосагро», в Архангельске – «Уралкалий». О намерении создать мощности в порту Тамань для экспорта своей продукции сообщили «Металлоинвест», НЛМК, СУЭК и ряд других компаний.

В общем идея привлечения денег в бюджет приобрела такое значение, что дополнительные частные инвестиции должны стать основой финансирования государственной инфраструктуры в портовых и других проектах компаний.

По словам начальника Управления инвестиций и стратегического развития ФГУП «Росморпорт» Андрея Болдорева, Минтранс в ситуации дефицита денежных средств в казне вынужден сокращать финансирование уже утвержденных проектов. «Прямое бюджетное финансирование портовой инфраструктуры себя изживает, выделение денег из казны предусмотрено только для объектов, связанных с безопасностью мореплавания, обеспечением северного завоза и перевозкой грузов и пассажиров между российскими регионами. В отношении экспорта делается акцент на применение различных инструментов государственно-частного партнерства (ГЧП), подразумевающего привлечение частных инвестиций в объекты федеральной собственности», – пояснил он.

На практике это означает, что компании из «Списка Белоусова» должны самостоятельно профинансировать реконструкцию причалов, провести дноуглубление и выполнить другие операции на портовых объектах, принадлежащих государству. При этом инвесторы сейчас совместно с государством вырабатывают такие механизмы реализации проектов, которые обеспечили бы им возврат вложенных средств.

Как отметил А.Болдорев, Минтранс во исполнение майского указа президента РФ разработал проект комплексного плана магистральной инфраструктуры страны. В соответствии с ним мощности портов до 2024 года увеличатся на 350 млн тонн. План пока еще не утвержден правительством, он находится на стадии рассмотрения, и с точностью сказать, какие проекты будут реализованы, а какие нет – нельзя. План магистральной инфраструктуры планируется утвердить на заседании президиума Госсовета по национальным проектам.

Вместе с тем, перечень инвестпроектов в рамках инициативы А.Белоусова не рассматривался при формировании магистрального плана – тогда такого источника ресурсов, как инвестиции металлургических и химических предприятий, еще не было. Однако именно проекты из магистрального плана в том числе и были предложены бизнесу со стороны правительства. Очевидно, план и перечень в дальнейшем будут скорректированы.

Стоит отметить, что теперь компании-экспортеры с большой охотой готовы участвовать в финансировании своих проектов, так как они заинтересованы в получении господдержки инвестиционных программ, льготных кредитов и возврате части налоговых отчислений. Так, глава СУЭК Владимир Рашевский в кулуарах IV Восточного экономического форума во Владивостоке высказал мнение, что дальневосточные проекты угольной компании могут по критериям попасть в перечень Белоусова и, соответственно, получить господдержку.